Интегрированный урок
естествознания и математики.
Тема:
«Путешествие по Москве.
Московский Кремль.»
Выполнила
учитель начальных классов
Семенова Л.Г.
2015-2016 уч.год.
Цели урока:
«естествознание»
- подвести детей к осознанию детей понятия «Родина».
- дать понятие «план местности».
- познакомить детей с достопримечательностями города Москвы; с достопримечательностями Московского Кремля.
- воспитывать у учащихся чувства патриотизма.
- раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству
«математика»
- развивать вычислительные навыки детей.
- закрепить табличные случаи умножения и деления
на 2.
- развивать навыки решения задач.
Оборудование: 1. Карта России
2. Слайды достопримечательностей
Москвы.
3. Индивидуальные карточки для работы.
4. Задания по математике.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Каждый день- всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания: /слайд №2/
- по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трех мальчиков:
1 мальчик- Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что хорошо знаю русский язык.
2 мальчик- А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю ещё и иностранный язык.
3 мальчик- А я знаю еще третий язык- географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.
- Как вы думаете, с кем из ребят можно смело отправиться путешествовать? Почему?
- Что такое карта? (уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков).
/слайд №3/
- Как вы понимаете выражение «язык карты»
- Ну что ж, давайте проверим, как вы знаете язык карт...
- Как определить на карте стороны горизонта?
- Что обозначают на карте различные цвета? (синий – вода, зеленый, желтый, коричневый – суша,).
- Что обозначают другие условные знаки?
Рисунок географического объекта нужно соединить с его условным изображением.
- откройте карту нашей страны на стр. 90- 91 вашего учебника следующие объекты: Уральские горы, море Лаптевых, река Волга, город Москва.
3. Работа над новой темой.
Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие по Москве. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята.
- что вы знаете о городе Москва? (ответы детей).
Уч. – Москва- столица нашей Родины. /слайд №4/.
- город был основан более 850 лет назад на берегах Москвы – реки.
Основал этот город князь Юрий Долгорукий, которому в центре Москвы установлен памятник. /слайд №5/.
- А сейчас мы с вами узнаем, в каком году был основан город Москва. Для этого нам с вами нужно решить математическую цепочку.
36 - 1703 год.
7 - 1147 год.
15 - 1221 год.
- год основания Москвы 1147 год.
- У каждого города есть своя эмблема, которая называется герб. /слайд № 6/
- На гербе Москвы изображен всадник в копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.
- Москва – огромный город. В нем около 400 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям , которые приехали в этот город впервые.
- Что же может помочь гостям столицы ориентироваться в городе? – Карта .
- Не совсем карта, а план города. План – это чертеж местности.
- Откройте учебник на стр. 98 здесь изображен план центральной части Москвы. Рассмотрим её.
- Что изображено на плане в учебнике?
( Москва –река, дороги, телевизионная башня, большой театр и т.д.)
- Подумайте и ответьте, что же такое план? Ответы детей.
Прочитайте определение в учебнике. С. 98
План – чертеж местности
- Пользуясь планом города легко можно пройти или проехать туда, куда нам хочется. И сейчас мы с вами совершим путешествие по столице нашей Родины.
И тот кто бы не приезжал в столицу обязательно в первую очередь посещали самую главную, самую красивую площадь Москвы , которая называется Красной площадью.
- почему эту площадь называли красной?
- об этом мы прочитаем в учебнике на стр.106 /слайд № 7/
- вот поэтому она и называется Красная площадь, так как она самая главная в Москве.
- Москва и Кремль – эти два слова всегда рядом. Кремль это сердце Москвы. /слайд № 8/
- Московский Кремль- символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить и узнать сколько их. Какая из башен самая старейшая, самая красивая. А для этого нам предстоит решить задачу.
- Нижегородский Кремль имеет 11 башен, в Кремле города Тулы их на 2 меньше, чем в Нижнем Новгороде, а Московский Кремль имеет столько башен , сколько Нижегородский и Тульский Кремли вместе. Сколько башен Московского Кремля?
( на доске краткая запись условия задачи, дети решают её после разбора, ученик решает у доски.)
Н.Новгород – 11 б.
Тула - ? на 2 меньше ? Московский Кремль
1) 11-2=9(б) – башен в г. Тула
2) 11+9 = 20 (б)
Ответ: 20 башен Московского Кремля.
- Сколько же башен у Московского Кремля?
- щелчок
- Хоть и есть между ними сходство, но каждая башня имеет свое лицо и свою историю.
-самая главная башня- Спасская /слайд № 9/
на которой находятся самые большие и самые точные часы, которые называют - курантами.
-а сейчас вы увидите ещё несколько башен Московского Кремля: /слайд № 10/
- Троицкая башня /башня – великан, высота - 80метров/
- Тайницкая башня /имеет 2 тайника/
- Кутафья башня, это башня отличается своим строением от всех других башен.
нельзя не удивляться такими достопримечательностями Московского Кремля, как Царь –колокол, Царь – пушка /слайд№ 11/
Путешествие по Москве продолжим при помощи учебника. С 100.
- неотъемлемой частью Москвы, её украшением являются храмы. Храм Христа Спасителя, Успенский храм, храм Василия Блаженного: - у этого храма есть иное название,
Храм Покрова или его ещё называют Покровский храм.
- Сегодня вокруг Московского Кремля вырос огромный современный город , с его улицами и площадями, с его музеями, спортивными комплексами, институтами и университетами, которыми гордятся москвичи- жители столицы. Некоторые из них известны всему миру:
- Большой театр, Третьяковская галерея, Московский университет на Ленинских горах, Останкинская башня ( это башня откуда мы с вами смотрим телевизионные передачи).
Самый большой спортивный комплекс Лужники и многие, многие другие.
Итог урока: сейчас мы подведем итог нашего путешествия по столице нашей Родины- Москве. А для этого нам предстоит выполнить работу в тетради. (с. 65)
-Рефлексия: а сейчас возьмите карточки и покажите с каким настроением вы работали сегодня на уроке. Было ли вам интересно? И узнали ли вы на уроке сегодня что-то новое и интересное.