Компьютеры уже давно проникли во все сферы нашего
жизненного пространства. Они используются и на
работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду. С одной стороны,
эти технические новшества сильно облегчают
нашу работу, а с другой — за удобства, скорость и комфорт мы вынуждены платить
своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям — больше
пользы или вреда? Как правильно организовать общение ребенка с компьютером?
1.
МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК.
Как правильно организовать рабочее место для ребенка за компьютером?
При работе профессиональных операторов учитывается,
множество факторов: эргономичное рабочее кресло,
просторный стол, удобное расположение монитора
и клавиатуры, и даже уровень шума в помещении, влажность воздуха и параметры
ионизации среды. Для организации места для ребенка нужно постараться учесть
большинство этих факторов: установить удобную
клавиатуру, найти мышь под его руку (и вкус!). Самое
же главное — не поскупиться на удобный, регулируемый во всех
плоскостях и по высоте, сертифицированный монитор.
Особые требования предъявляются и к освещенности помещения. Она не должна давать бликов на мониторе.
Для этого нужно использовать дополнительное боковое освещение, лучше
слева. Однако в поле зрения пользователя осветительные приборы попадать не должны, так как это усиливает нагрузку на глаза.
Кроме того, нельзя сидеть за компьютером в сумерках или темноте. Если
что-то нужно перепечатывать с бумаги, то
листы нужно установить как можно ближе к экрану для того, чтобы
уменьшить разброс взгляда.
Может ли сидение за компьютером стать причиной неправильной осанки у ребенка?
Группа исследований эргономики и факторов человека при
Корнелльском университете установила, что именно правильная поза является главным гарантом здоровья и безопасности при
работе за компьютером. Прежде всего, следует учесть: высота
стула должна соответствовать длине голени: тогда ступни всей поверхностью «лягут» на пол. Максимальная глубина сиденья должна
составлять 2/3 длины бедра, локти
должны быть расположены как можно ближе к телу — угол между ними в плоскости тела не должен превышать прямого,
во время работы с клавиатурой кисти рук должны быть максимально распрямлены.
Очень полезно устроить на кресле валик между
спинкой и поясницей. Это позволит «разгрузить» поясничный отдел
позвоночника. Нужно сидеть, откинувшись на спинку рабочего кресла, шея должна быть выпрямлена, а взгляд
устремлен примерно на 5-7 сантиметров выше средней горизонтали экрана.
Помогает ли кактус, поставленный рядом с монитором, ослабить
его вредное воздействие?
С начала широкого распространения ПК начали свое
хождение многочисленные мифы, в которых говорится об
ужасах, которыми грозят мониторы, и о том,
какими способами избежать печальных последствий.
Известны дилетантские попытки притянуть некие не вполне разработанные теории торсионных полей, упорные внедрения люстр
Чижевского, в больших количествах (в силу дешевизны конструкции) изготовляемых кустарями и непристроенными
сотрудниками бывших оборонных предприятий. Из этой же серии и широко
известная рекомендация ставить рядом с
монитором кактус. Наукообразные теории объясняют таинственный эффект:
иголки кактуса являются каналами отвода
«негативной» энергии. Это очевидная чушь! Все можно объяснять куда более просто, ведь люди всегда чувствуют себя
лучше в помещении с растениями — образуется симбиоз, взаимовыгодное
сосуществование. Даже если это пальма!
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Надо ли ограждать ребенка от компьютера?
Конечно, с точки зрения
психолога, компьютеры добавили человечеству головной боли. И группа риска —
это, безусловно, дети, которые падки на все новое. С
одной стороны, для развития детей 10—18
лет компьютеры предоставляют благодатное поле. Молодежь овладевает массой вещей, которые поколению «за тридцать»
даже и не снились, и умеет взаимодействовать с такой информацией, которой
раньше просто не было. С другой — молодое
поколение практически ничем не
защищено. У них нет такой надежной опоры старших, как жизненный опыт, и поэтому
они даже не подозревают, как технологические новинки их подминают под себя.
Можно сказать, что сегодня молодежь
попадает в эксперимент с неясными последствиями, которые проявятся лет через 10-15. Но такая картина была бы верной, если бы в мире все застыло, в то время как там,
напротив, все очень быстро развивается. Даже слишком быстро. И без компьютера
сегодня существует столько факторов
вредности, самых разных, что те нормы
возрастного развития, на которых нас учили и по которым до сих пор работают
психологи, также успели устареть. Норма в тради- ционном понимании становится все более редкой, становится трудно говорить о закономерностях. Но, если мыслить
трезво, пока нет серьезных оснований
кричать: «Спасите! Компьютеры наступают!» Пока достаточно наблюдать. В случаях, когда тревожные симптомы действительно заметны, причем явно прослеживается их
компьютерное происхождение, можно
говорить о какой-то профилактике и ограничениях, но в большинстве случаев лучший подход — относиться к указанным
проблемам чуть иронично и критично.
Чем опасен для ребенка
Интернет?
При
сетевом общении вместо собственного «я» в Интернет выдается сильно искаженный,
переделанный образ, который по-другому именуется, обладает совершенно другими
свойствами и жизненными проблемами.
Насколько это серьезно? Страшных историй можно рассказать много, но здесь
главное не увлечься и не принять отдельные случаи за повальную болезнь. С самого начала желательно помнить, что
компьютерные проблемы — это далеко не все, что человечество напридумывало на
свою голову. Скажем, те же секты — значительно более гадкая и тяжелая форма зависимости, чем та, что рождается от общения
с компьютером.
Интернет — это, прежде всего, возможность быстро найти
любую нужную информацию.
Способствует ли чрезмерное увлечение компьютером повышению агрессивности у ребенка?
Исследования Альберта Бандуры экспериментально
доказали, что сцены насилия в фильмах
приводят к тяжелым последствиям в плане нарастания агрессивного поведения. Дети получают четкие рекомендации,
как это делается, и начинают применять в жизни то, что видели на экране. В
работах его последователей были получены еще более грустные результаты. Они начинали наблюдать за детьми
с 8-9 лет и делали это в течение 20
лет. Было показано, что дети, которые в раннем возрасте предпочитали
агрессивные телепередачи и фильмы, имели впоследствии
конфликты с законом, иногда попадали в тюрьму. Даже если криминала не было, оставалось агрессивное
отношение к своему окружению — детям,
женам, подчиненным. То есть то, что проявилось и 8—9-летнем возрасте, никуда не
ушло, изменилась только форма. Выводы
же относительно пагубного воздействия агрессивного кинематографа и
телевидения в полной мере распространяются на компьютерные игры со сценами
насилия. Причем, острота проблемы игр будет нарастать — степень совпадения с
реальностью в последние годы достигни высокой
отметки. Игровая индустрия научилась придумывать антураж который все
больше и больше повторяет реальную жизнь. К этому добавляется сильное погружение человека
в игровую реальность, гораздо более
сильное, чем при просмотре тех же телепрограмм. Меняется игровой интеллект и вообще предсказуемость игры.
Столь очевидные факты ведут за собой
вечный вопрос: «Что делать?» А ответ на вопрос тоже приходится давать «вечный»:
запретить полностью не удастся, но пускать эти вещи на самотек также нельзя.
Количество игр — бродилки, мочилки, стратегии, гонки — достаточно
велико. Есть игры с удивительно красивым
интересным сюжетом, которому не нужна «подпорка» из сцен насилия. Поэтому
если вам не безразлична судьба собственного
ребенка — найдите ему интересные, но неагрессивные игры. А общий рецепт такой — чем меньше насилия,
тем лучше.
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЙ
БЛОК
Компьютер
будущего — какой он?
Радикальным шагом в развитии персональной компьютерной
техники, очень вероятно, станут так
называемые «носимые» (WEARABLE) компьютеры, совмещенные с разного рода бижутерией, часами
и т.п., а также встроенные прямо в одежду. Есть взгляд, что сама одежда человека постепенно приобретет всё свойства и
функции компьютера. Но все же пока это футуристические, а потому
экзотические эксперименты, недоступные на массовом рынке.
Какой
монитор выбрать?
На сегодняшний день
существуют ТСО '92,'95 и '99, что соответствует годам их
«выхода в свет». Самыми жесткими стандартами
считаются, конечно же, ТСО'99. Производители, чья продукция отвечает всем шведским требованиям, гордо украшают
свои мониторы специальными метками. Поэтому, если один
из углов монитора украшен ярким кружочком,
на котором значится аббревиатура ТСО'99', это
свидетельствует о самом высоком на сегодняшний день стандарте безопасности.
Если такой метки нет, то стоит заглянуть в паспорт моим гора — сведения о ТСО могут содержаться и там. Если же этот документ не содержит никаких упоминаний о
характеристиках электромагнитного излучения, то такой монитор лучше не
покупать.
Как
выбрать игру для ребенка?
Сейчас компьютерными играми увлечено все прогрессивное человечество, над их созданием трудятся лучшие умы, благодаря
компьютерным играм у взрослых и у детей появилось
общее игровое поле, общая деятельность, общие
интересы. Лет десять назад было довольно любопытно читать поперек глянцевых
страниц западных игровых журналов врезку
«Компьютерные игры — это наркотики?». И на следующем развороте: «Нет. Это не наркотики». И еще дальше: «Это хуже
наркотиков». На первый взгляд, мир расколола пропасть. Дети говорят о том, что
компьютерные игры — это замечательно, это
здорово, это круто и т.д. Они хотят играть и играть. Их можно наказывать, не
давая играть. Их можно поощрять, разрешая играть.
На самом деле, пропасть существует только в
мире взрослых. Одни научились говорить с детьми и говорят взахлеб. Другие не смогли освоить этот язык. И у их нравоучений,
книг, лекций, фильмов и мультфильмов
сократилась аудитория. Не то чтобы очень сильно,
но явно безнадежно. Собственно говоря, не так-то просто согласиться с тем, что
компьютерные игры — это прообраз нового языка. ПК как носитель культуры находится в той же ситуации, что и
кинематограф в начале XX века. Народ читал книги. А кино... Разве легко было в этом черно-белом
(почти без полутонов) гадком «немом» утенке разглядеть фантастически прекрасную
империю грез? Пройдет немного времени, подрастет новый Моцарт или Айвазовский,
для которого виртуальная реальность станет знакомым
с детства языком — вот тогда все и начнется.
Но по уровню сборов уже сейчас компьютерные игры уверенно теснят кино в США.
Каждый язык имеет достоинства и недостатки. Книга хороша почти для всех целей. Но как только дело доходит
до мимики, позы, жеста;— кинематограф
сильнее. Без него культура двадцатого века будет
явно неполной. Кино невозможно пересказать словами. Точно так же недоступна для пересказа компьютерная игра. Более
того, о ней нельзя получить представление, не играя.
Решать, что лучше, а что хуже для ребенка, в каждом
конкретном случае родитель должен сам. Только, пожалуй, доверять здесь лучше собственному
сердцу и уму, а не отвергать сходу то, в чем нет никакого личного опыта. Компьютерные игры — это не наркотики, а совместное
творчество взрослых и благополучных людей. Ведь кроме «стрелялок» есть
еще «стратегические игры». В них игрок обычно смотрит
на экран монитора и видит впереди и внизу в трехмерном пространстве
макет местности с живыми существами. Игрок становится крупным общественным руководителем — мэром города, владельцем сети железных дорог, управляющим
небоскребом и т.д. Как правило, наиболее популярные стратегические игры
— про войну и мир. Мир компьютерных игр
огромен. Но к сожалению, пока его основная черта — хороших вещей мало, а
посредственных много.
Литература: Е.О.Яременко,
Е.К. Лобачева «Родительские собрания. Внеклассная работа 1-4 классы» Издательство» Экзамен» Москва 2008 г.
|